solveig_54 (solveig_54) wrote,
solveig_54
solveig_54

Будни двора его Величества Людовика XIV

Будни двора его Величества Людовика XIV

Будни двора его Величества Людовика XIV
Людовик XIV взошел на престол, когда ему было 4 года. Многие годы Францией управлял совет министров, возглавляемый его матерью. Теперь она мертва, и у знати с каждым днем все больше власти. Чтобы выжить, Людовику необходимо с чистого листа выстроить новую власть, вдалеке от Парижа. В деревушке под названием… Версаль.
«Версаль»/Versailles
Год: 2015 (1 сезон)
Страна: Франция, Канада
Слоган: «Ne jamais s'approcher trop près du soleil» («Не приближайся слишком близко к солнцу»)
Режиссер: Дэниэл Роби, Кристоф Шреве, Жалиль Леспер
Сценарий: Саймон Миррен, Дэвид Волстенкрофт, Эндрю Бампфилд
Композитор: Мишель Корривуа, Эдуардо Ноя Шрюс
В главных ролях: Джордж Благден, Александр Влахос, Тай Рунян, Стюарт Боуман, Ивэн Уильямс, Ноэми Шмидт, Анна Брюстер, Лиззи Брошере, Анатоль Таубман, Стив Кьюмин и др.

Первая половина 1667 года. 28-летний король Франции Людовик XIV в своем пути к «Королю-Солнце», уже мелькает «государство – это я» и своей большой мечтой сделать королю лилий центром мира. Все эти мечты, чаяния и действия воплощаются, в том числе, через расширение бывшего охотничьего замка Людовика XIII. Строительство Версаля, отражающее восхождение к невиданному абсолютизму – становится фоном для сложных взаимоотношений, перманентных интриг, заговоров, большой и малой политики, любви и ненависти в стане высшего общества Франции...

Конечно, сериал во многом отошел от точного следования истории, да, скорее история лишь скелет, на котором строится художественная задумка создателей «Версаля». Могу сказать, что сериал ожидала, и когда он только вышел, осенью прошлого года…я не смогла досмотреть даже первую серию. И дело все в том, что создатели «Версаля» неоправданно большое внимание, на мой скромный взгляд, уделили постельным сценам. Причем гомосексуальным наклонностям герцога Филиппа Орлеанского, месье, младшего и единственного брата, определили много пространства. Безусловно, понимаю, зачем был сделан такой акцент на пастель – это сейчас, увы, в тренде. Но парадоксальным образом от сериала меня отпугнул и заставил вернуться именно герцог Орлеанский…
Создатели «Версаля» не пошли по пути «Царства» (сериал, который к слову, я бросила не досмотрев первой серии, но без малейшего сожаления), а именно не стали слишком коверкать хотя бы внешний вид, т.е. наряды эпохи – здесь нет никаких платьев современных выпускниц школы. Сама картинка, т.е. операторская работа, очень понравились. И несмотря на то, что жестокость в сериале присутствует (но она оправданна, потому что соответствует времени), визуальный ряд не кажется чересчур мрачным. Большую роль сыграло и то, что сериал снимался частично в Версале, и в других французских дворцах и замках. Немного резал слух английский язык (причем британское произношение), но понятно, почему создатели сериала не стали снимать на французском – и для реализации за пределами Франции, и из-за того, что актеры в большинстве своем англоговорящие.
Что касается исторической достоверности – да, я здесь щепетильна, поэтому неточности бросаются в глаза (например, рождение темнокожего ребенка от связи королевы Марии-Терезии и некого африканского принца – этого не могло произойти, хотя были слухи о темной коже новорожденной девочки, или похищение дофина, или то, что у Филиппа с Генриеттой были две выжившие дочери – обе королевы в будущем, но о них в сериале вообще не упоминается), но сам сюжет, тем не менее, постоянно держит в напряжении, и нет никакого топтания на одном месте.

По актерам – первые скрипки, безусловно, Джордж Благден в роли Луи XIV, и Александр Влахос, примеривший на себя образ принца Филиппа. Если Благден мне уже знаком по роли Ательстана из «Викингов», то Влахос стал открытием. Оба актера просто выше всяких похвал, играют одними глазами. Благден показал и честолюбие, и эгоизм, и политическую дальновидность и даже раны детства (особо удачно решили показать отрывки из памяти короля). Луи хотел видеть Францию – первой страной в мире, но эгоизма ему не занимать, да и о простом народе – большинстве – не упоминается вовсе. С другой стороны – принц Филипп и его нетипичный образ. Как правило, единственного брата солнечного короля изображают развращенным, избалованным, капризным интриганом-транжирой. Влахос же показал нам другого Филиппа – со сложным неоднозначным характером, страдающего от того, что никто всерьез его не воспринимает, брат не позволяет хоть чуть-чуть бросить тень на его солнечность. В этом, как мне думается, есть правда. Например, Филипп обладал куда лучшими военными способностями, был даже любим солдатами, но Луи не позволил младшему брату достичь здесь каких-либо высот, уж тем более, не собирался делиться властью, хоть крупицей власти.  Недаром не стирается из памяти многолетнее противостояние отца братьев Луи XIII и их дяди Гастона, постоянно угрожавшего власти короля. Филиппа же, по некоторым данным, специально воспитывали на женский манер, дабы выбить из него малейшее поползновение в сторону власти, что могло создать угрозу для абсолютного правления его старшего брата. В сериале Филипп также не разряженный пух и прах франт, кидающий шутки направо и налево, и беспечно интригующий, а довольно-таки рефлексирующий и эдакий готично-прекрасный принц. Надо сказать, Влахос-Филипп хорош как картинка)) И Филиппа даже жаль становится, все же быть птицей в золотой клетке, дверцу которой закрывает родной брат, не самая приятная участь. Сложное психологическое противостояние братьев в стиле любовь-ненависть стоит в центре сюжета.

Королева Мария-Терезия показана совсем не такой, как в действительности – начиная с внешности (почему испанских принцесс показывают обязательно смуглыми брюнетками? В жилах инфант текла многонациональная кровь, в том числе, австрийская) и заканчивая значимостью в жизни мужа и двора (не было это значимости в действительности). Принцесса Генриетта Стюарт – хрупкое создание (слабость здоровьем и склонность к анорексии схвачены точно), влюбленное с детства в короля, но вынужденно стать женой Филиппа. Любовная связь с невесткой и одновременно кузиной приписывались королю, но доподлинно неизвестно было ли то на самом деле. Кроме того, в сериале Филипп и Генриетта скорее друзья, но в источниках сохранились сведения о постоянных распрях между супругами. Хорошо, что сериальщики не стали привлекать Филиппа к ответственности за смерть жены (виновность принца и так не находит никакого подтверждения). Луизе де Лавальер досталось не так много времени, но образ ее, как мне кажется получился близким к правде. Мадам де Монтеспан – внешне вообще не похожа, а вот характер – да, только мне не понятны ее слезы по Генриетте (но думаю, хотят показать, что Атенаис не только расчетливая интриганка, но и сломанная когда-то девочка).  Бонтам меня раздражает, как и всякий человек, готовый умирающим родным ребенком пренебречь ради короля – такая рабская привязанность вне моего понимания. Шевалье де Лоррен – хорош собой, но плут невероятный, зато крепко привязал к себе Филиппа. Понравились мадам де Клермон и ее миловидная дочь Софи, за мамой особенно интересно было наблюдать, но дочь, судя по всему, ей не уступает, и во втором сезоне себя еще покажет. Жестокий Маршаль, конечно, поражает размахом своих методов «дознания», но такой человек явно нужен королю. Девушка-врач Клодин, конечно, дань феминизму, но все же интересно, как будет раскрыта ее линия. Конечно уже даже не говорю о том, что актрисы для своих героинь слишком худы. Кроме того, заинтересовали Карл II и Вильгельм Оранский, надеюсь, их не забудут в дальнейшем. Главного заговорщика удалось угадать практически сразу – все же старая истина, гласящая, что искать врага нужно среди тех, кто находится ближе всего, не лжет…

Итак, несмотря на все минусы, о которых я упомянула, сериал мне понравился, десять серий пролетели незаметно. Саундтреки тоже хороши. Жду с нетерпением второй сезон, и особенно новую жену Филиппа Елизавету Шарлотту Пфальцскую, принцессу Палатинскую, или просто Лизелотту, ибо дамой она была колоритной. Их пара и в жизни выглядела нестандартно, интересно, как это покажут в сериале.
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author